кто, {реже - }что быть; делать что-л.; происходить
В потустороннем мире, в посмертной жизни.
Подразумевается загробный мир, куда человек (или его душа) попадает после смерти. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) продолжает своё существование или что событие (p) происходит в ином мире - в мире мёртвых. реч. стандарт. ✦ X на том свете; P происходит на том свете.
неизм.
В роли именной части сказ. или обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Богдан - покойник, Надюша тоже на том свете. Д. Донцова, Хождение под мухой.
- Не хочу вас огорчать, но вряд ли вы его вообще найдёте: он давно уже на том свете. (Реч.)- Что ж поделать? Всем нам на том свете быть. (Реч.)
Думаю, моя песенка спета. Не сегодня-завтра встречусь с Анютой, и она меня спросит: "Ты что же, сестричка, не сумела поднять Алину? Ведь я доверила её тебе, умирая". Похоже, мне не будет покоя и на том свете. Д. Донцова, Скелет из пробирки.
- Ребята, - нежно сказал я, обводя глазами эту милую компанию, - если бы я мог умереть за вас, я бы ни за что не стал делать подобную глупость, потому что на том свете вас нет, я уже проверял <...>. А без вас там слишком неуютно. М. Фрай, Волонтёры вечности.
Формальную "прописку на том свете" повелитель рейха получил лишь через 11 лет после смерти. <...> На основании "длительного безвестного отсутствия" и показаний 48 свидетелей суд официально признал Адольфа Гитлера умершим. МК, 2003.
Надо мной висит проклятие. Наверное, Анечка на том свете не хочет, чтобы в нашем доме появился мужчина. Боится, как он станет относиться к Алине [к её дочери]. Д. Донцова, Скелет из пробирки.
Тогда Нинелька распахнула окно, вскочила на подоконник и объявила: - Прощай, сестра, на том свете сочтёмся! Д. Донцова, Спят усталые игрушки.
- Не плачь, пожалуйста. На том свете мы все встретимся. (Реч.)
- Да кто ж знает, что на самом деле происходит на том свете. (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в НА БЕЛОМ, ЭТОМ СВЕТЕ.
фразеол. восходит к древним мифологическим представлениям о посмертном существовании и о магической связи живых людей с умершими предками (в частности, о влиянии последних на благополучие семьи, на урожай и т. п.). Например, чтобы "задобрить" предков, совершали обряды кормления умерших (для них оставляли ритуальную еду на кладбище, на подоконниках и т. д.), приготовления для них бань и др. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 150.) Отношение к умершему предку было неоднозначным: с одной стороны, он как представитель уже иного, неведомого мира был чужим и представлял опасность для живых [в языческую эпоху у славян господствовал обряд трупосожжения с целью уничтожения всего, что связано со смертью и с умершим (там же)], а с другой стороны, он почитался как покровитель рода.
Согласно христианской традиции, человек обладает двумя судьбами - в этом и в ином мире; переход из одного мира в другой происходит в момент смерти, при этом посмертная участь (ад или рай) во многом определяется праведностью земной жизни. В народных представлениях, совместивших и древние мифологические верования, и христианское учение, тот свет подобен земному миру: люди там сохраняют родственные отношения, занимаются привычным трудом, ощущают физическую боль, едят, пьют и т. п. Существуют поверья, согласно которым в некоторых случаях (напр., если родственники сильно тоскуют по покойному) умершие люди могут на время возвращаться в мир живых, что представляет опасность для последних. В апокрифической литературе ("Хождение Богородицы по мукам", "Видение Исаии" и др.) и в фольклорных повествованиях один из распространённых сюжетов - путешествие в загробный мир (на тот свет). [Дёмин А.С. Загробный мир // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М., 1996; Толстые Н.И. и С.М. О жанре "обмирания" (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979.]
Образ фразеол. соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение пространства, и с отношением человека к пространственным параметрам, о чём свидетельствует форма предл. п. с пространственным предлогом "на". Он также соотносится с религиозно-духовным кодом культуры, т. е. с совокупностью религиозно-нравственных установок и представлений, в данном случае - с представлением о том свете как о продолжении жизни после смерти.
Образ фразеол. мотивирован представлением об устройстве мира живых и основан на метафоре, уподобляющей посмертное существование человека его земной жизни и по аналогии переносящей свойства земного мира (этого света) на представления о мире потустороннем (о том свете).
фразеол. выступает в роли символа сферы посмертного бытия.
автор:
И. С. Брилёва
See: